1. Введение
Гусеничная платформа с дифференциальным приводом предназначена для работы в условиях сложного рельефа и нестабильных поверхностей. Платформа обеспечивает высокую проходимость за счет распределения нагрузки на большую площадь контакта с поверхностью.
Ключевые особенности:
- • Дифференциальная система управления
- • Низкое удельное давление на грунт
- • Возможность поворота на месте
- • Высокая тяговая способность
Области применения:
- • Поисково-спасательные операции
- • Исследование труднодоступных территорий
- • Военные и оборонные задачи
- • Сельскохозяйственные работы
2. Кинематическая модель
Платформа моделируется как твердое тело на плоскости с двумя независимыми гусеницами. Система координат связана с центром масс платформы.
Рис. 1 - Система координат и основные параметры
Параметры системы:
- (x,y) - координаты центра масс в глобальной системе координат
- θ - угол ориентации платформы относительно оси X
- vL, vR - линейные скорости левой и правой гусениц
- L - расстояние между центрами гусениц
Основные уравнения кинематики:
Режимы движения:
- Прямолинейное движение: vL = vR
- Поворот с радиусом R: vR ≠ vL
- Поворот на месте: vR = -vL
3. Динамическая модель
Динамическая модель описывает движение платформы с учетом действующих сил и моментов.
Силы, действующие на платформу:
- FG = m·g - сила тяжести
- NL, NR - нормальные реакции опоры
- TL, TR - силы тяги гусениц
- Fres - сила сопротивления движению
Ограничения по сцеплению:
Коэффициент проскальзывания:
Движение на наклонной поверхности:
Рис. 2 - Действующие силы
4. Система управления
Система управления построена по иерархическому принципу с тремя уровнями.
Архитектура системы:
- Верхний уровень - планирование траектории
- Средний уровень - управление движением
- Нижний уровень - управление приводами
// Псевдокод управления движением
function controlLoop(x_desired, y_desired, theta_desired) {
// Вычисление ошибки
error_x = x_desired - x_actual;
error_y = y_desired - y_actual;
error_theta = theta_desired - theta_actual;
// ПИД-регуляторы
v_control = pid_v(error_distance);
omega_control = pid_omega(error_theta);
// Преобразование в скорости гусениц
vL = v_control - (omega_control * L) / 2;
vR = v_control + (omega_control * L) / 2;
}
Преобразование скоростей:
5. Технические характеристики
| Параметр |
Значение |
Единицы |
| Масса платформы |
1.5 |
кг |
| Расстояние между гусеницами (L) |
0.16 |
м |
| Максимальная скорость |
2.0 |
м/с |
| Максимальная угловая скорость |
1.5 |
рад/с |
| Коэффициент сцепления (грунт) |
0.3-0.7 |
- |
| Момент инерции (J) |
4.17 |
кг·м² |